Как появились яхты "МИКРО" - класса.

В aвгустe 1976 г. на Бискайском заливе (вблизи французского города Ла – Рошель) были проведены первые гонки на Минитонный кубок. Они послужили началом развития класса самых малых крейсерско-гоночных яхт с длиной корпуса около 7 м (5,5 м по КВЛ) и площадью основных парусов около  20 м2 , обмеряемых по правилам IOR. Следует напомнить, что эти правила допускают минимальную величину гоночного балла 16 футов (4,88 м).

 

В 1977 г. во французском яхтенном журнале «Bateaux» были опубликованы свободные правила, которые объединили самые маленькие крейсерско – гоночные яхты. (Ранее строить такие парусники  если они не являются монотипами  не имело смысла, так как подобных правил не существовало.) Этот класс был назван «Микро», среди яхт такoго класса с 1978 г. начал разыгрываться «Микро» – кубок.

Правила предусматривают строительство дешевых, комфортабельных, приспособленных к транспортировке на трейлере яхт, у которых заведомо обеспечена непотопляемость. В основу положены определенные размеры корпуса и вооружения, которые должна иметь яхта, требования к обитаемости и остойчивости.

В 1979 г. правила «Микро» – класса были дополнены: яхты разбиты на две группы, которые получили условные названия «серийные» и «прототипы». К первой из них относятся суда промышленного производства, которые отвечают правилам «Микро» – класса и имеют статут монотипа. Суда индивидуальной постройки и яхты, выпускаемые промышленностью (пусть даже большой серией), но не объединенные в монотипный класс, следует относить к «прототипам». Призы разыгрываются отдельно в каждой нз названных групп.

Правилами класса предусматривается минимальная масса полностью вооруженного судна без экипажа и запасов, для «прототипа» это составляет 450 кг, для серийной яхты 500 кг. Кроме тoгo, оговаривается остойчивость судна, которая проверяется по двум параметрам: во – первых, способности судна спрямляться  или оставаться в стабильном положении, когда оно накренено на 900, а к топу мачты подвешен груз массой 10 кг; во – втоpых, углу крена корпуса, который не должен превышать 150 для «прототипа» и 100 для серийной яхты при подвешивании груза массой 20 кг на выстреле длиной 2,25 м от ватервейса, установленном в самом широком месте яхты перпендикулярно ДП. Последний параметр берется как среднее арифметическое от крена на правый и левый борта. «Микро» – яхта  должна иметь не менее трех постоянных спальных мест для взрослых (правила «мини – тонников» требуют наличии только двух спальных мест).

В каюте обязательно должны быть пайолы и места для сиденья, это очень cтpoгo контролируется. Яхта должна быть обеспечена емкостями плавучести, объем и расположение которых дает возможность судну сохранять положительную плавучесть и остойчивость при полном затоплении корпуса водой.

На первый взгляд, правилa «Микро» – класса весьма свободны, но при более детальном рассмотрении становится ясно, что требования к обитаемости и остойчивости требуют строительства яхт по максимальным  размерам корпуса.

 

Самым сложным оказалось обеспечение должной остойчивости; ее проверку смогли выдepжать далеко не все яхты с постоянным килем. Это вызвало увеличение осадки на 90 мм для судов с подъемным килем или швертом, хотя подобное решение несколько увеличивает смоченную поверхность. Яхтенные дизайнеры пришли к выводу, что при укладывании внушительного балласта в трюм необходимо делать легкий выдвижной шверт, как это выполнено на яхте «Экспрешн» Даниеля Чарльза, или устанавливать выдвижной бульбкиль, как это сделано на яхте «Микро-18» конструктора Стефана Джоунса.

По основным размерениям классу «Микро» соответствует яхта «Jouёt-18». Как видно из основных характеристик и чертежей общего расположения, яхта отвечает всем требованиям класса, кроме обеспечения остойчивости при крене на 900. Однако следует учитывать, что яхта спроектирована и запушена в серию нaмногo раньше, чем появились «Микро» – правила, и имеет осадку на 20 см меньше допускаемой. Масса фальшкиля представляется также недостаточной при площади основных парусов на 0,23 м2 больше oгoворенной правилами.

Источник:  «Катера и яхты»,  №94.

Оставить комментарий

Комментарии: 0