Особенности построения основных проекций теоретического чертежа.

1.Построение сетки теоретического чертежа. Теоретические обводы судна изображают на сетке теоретического чертежа. Сетка теоретического чертежа представляет собой пересечение под прямым углом на всех трех проекциях прямых линий — проекций батоксов ватерлиний и шпангоутов.

 

На проекции «Бок» сетке теоретического чертежа образована взаимно перпендикулярными прямыми — проекциями ватерлиний и шпангоутов. При этом базовыми линиями сетки являются основная линия, проекция конструктивной ватерлинии, носовой и кормовой перпендикуляры.

 

На проекции «Полуширота» сетка образуется проекциями батоксов и шпангоутов. При этом базовыми линиями сетки являются проекция ДП, проекции плоскостей носового и кормового перпендикуляров и линия, параллельная проекции ДП и отстоящая от нее на расстоянии, равном полуширине судна.

 

На проекции «Корпус» сетка образуется проекциями ватерлиний и батоксов. При этом базовыми линиями сетки являются основная линия (проекция основной плоскости), конструктивная ватерлиния, проекция ДП и бортовые перпендикуляры, проведенные на расстоянии полуширины судна от проекции ДП.

 

Вычерчивание сетки теоретического чертежа выполняют в следующем порядке:

1. Согласно выбранному масштабу по главным размерениям судна размечают места расположения проекций так, чтобы проекция «Полуширота» находилась точно под проекцией «Бок», а проекция «Корпус» — точно на уровне проекции «Бок». Расстояние между проекциями «Бок», и «Корпус» должно быть достаточным для вычерчивания носовой оконечности судна. С левой стороны от сетки предусматривается место для вычерчивания кормовой оконечности судна.

 

2. Под линейку, выверенную на прямолинейность, проводят основную линию на проекциях «Бок» и «Корпус» и проекцию ДП — на проекции «Полуширота».

 

3. На проведенных линиях на проекциях «Бок» и «Полуширота» откладывают длину судна между перпендикулярами LПП, а на проекции «Корпус» — ширину судна В.

 

4. На проекциях «Бок» и «Полуширота» длину судна с максимальной точностью делят на 20 или 10, в зависимости от условия задания, равных частей. На проекции «Корпус» ширину судна делят на заданное число промежутков между батоксами. В точках деления методом засечек восстанавливают перпендикуляры.

 

5. На построенных перпендикулярах откладывают: на проекциях «Бок» и «Корпус» — высоту борта Н, осадку судна Т и расстояние между ватерлиниями DТ, а на проекции «Полуширота» — половину ширины судна и расстояния между батоксами. Одноименные точки соединяют прямыми.

 

По мере проведения прямых образуются прямоугольники. Для контроля правильности построений проверяют равенство диагоналей всех равновеликих прямоугольников. Видимого расхождения в диагоналях быть не должно.

Точность построения сетки предопределяет точность выполнения теоретического чертежа.

 

Если она построена с погрешностью, то невозможно провести согласование проекций теоретического чертежа, поэтому продольные линии сетки вычерчиваются с помощью специальной металлической линейки, твердым карандашом или тушью.

 

2. Вычерчивание проекции «Корпус». По условию задания в качестве исходных данных для построения теоретического чертежа дана проекция «Корпус» с криволинейными обводами шпангоутов, а также задана форма оконечностей судна в диаметральной плоскости на проекции «Бок». Кроме того, заданы главные размеренния и характеристики судна.

Исходя из условия издания, теоретический чертеж выполняется в следящем порядке:

 

1. Вычерчиваются основные обводы проекции «Корпус» — сначала мидель-шпангоут, а затем все прочее теоретические шпангоуты, от мидель-шпангоута в нос и корму, после чего наносятся линии верхней палубы, фальшборта, полубака, козырька и т.п.

 

2. Вычерчивается контур проекции «Бок» с учетом заданных обводов носа и кормы, строятся линии верхней палубы, фальшборта, полубака, козырька и т.п.

 

3. Вычерчивается проекция «Полуширота» по ординатам, взятым с проекции «Корпус», и абсциссам, взятым с проекции «Бок».

 

4. Вычерчиваются батоксы на проекции «Бок» по абсциссам, взятым с проекции «Полуширота», и аппликатам, взятым с проекции «Корпус».

 

5. Согласовываются все проекции теоретического чертежа.

 

Обратим внимание на то, что на правой половине проекции «Корпус» выверчиваются носовые шпангоуты (одной ветвью), а на левой — кормовые. Это вызвано симметричностью обводов судна относительно ДП. Чтение чертежа в случае наложения кормовых шпангоутов на носовые было бы затруднительно. Построение кривых линий шпангоутов на проекции «Корпус» выполняется следующим образом.

 

Сначала выполняется построение мидель-шпангоута. Для этого с проекции «Корпус» по условию задания определяются значения полуширот (ординат) от ДП на соответствующих ватерлиниях и переносят их на теоретический чертеж по обе стороны от ДП. На каждом батоксе измеряют и откладывают соответствующие высоты шпангоута от основной (аппликаты точек пересечения щпангоутов с батоксами).

 

Для построения точек притыкания шпангоутов к палубам, фальшборту или козырьку через эти точки проводят горизонтальные линии до пересечения со следом ДП, измеряют соответствующие высоты и переносят их на свой теоретический чертеж. Для этого на ДП проекции «Корпус» от основной откладывают высоту линии палубы при данном шпангоуте. Через полученную точку проводят горизонтальную прямую и на ней от ДП откладывают полушироту палубы при данном шпангоуте, ранее определенную по условию задания.

 

Все отмеченные точки соединяют плавной кривой, получая линию мидель-шпангоута. Аналогично выполняется построение всех прочих шпангоутов, причем ординаты носовых шпангоутов отмечают только вправо, а кормовых — влево от ДП. Крайние верхние точки шпангоутов, каждой половины проекции «Корпус» соединяют плавными кривыми, получая линии седловатости палубы по борту на этой проекции.

 

3. Построение контура проекции «Бок». Проекция  ” Боок” включает в себя обводы форштевня и ахтерштевня, килевую линию в диаметральной плоскости, бортовую линию верхней палубы, палубы бака, фальшборта, козырька.

На проекции «Бок» нос судна изображают справа. Нумерация теоретических шпангоутов нарастающая: от носового перпендикуляра в корму положительная, а в нос — отрицательная.

 

Очертания оконечностей судна (носа и кормы) на проекции «Бок» предопределены условием задания. При переносе обводов оконечностей на сетку теоретического чертежа учитываются все точки пересечения контура со шпангоутами и ватерлиниями: на шпангоутах отмечают соответствующие аппликаты, а на ватерлиниях — абсциссы точек лини контура. Аппликаты точек контура на шпангоутах должны быть равны аппликатам точек притыкания ветвей этих шпангоутов к ДП на проекции «Корпус».

 

Аппликаты точек притыкания линий верхней палубы, полубака козырька к линии контура носа на проекции «Бок» также должны быть равны аппликатам точек притыкания указанных линий к ДП на проекции «Корпус». Для построения бортовой линии верхней палубы на проекции «Бок» используют имеющиеся в условиях задания точки пересечения верхней палубы с теоретическими шпангоутами на проекции «Корпус».

 

 Используя вспомогательные построения, указанные в п. 4.3, измеряют аппликаты точек пересечения палубы со шпангоутами и отмечают их на соответствующих шпангоутах проекции «Бок». Полученные точки соединяют плавной кривой линией.

Ординаты точек обрыва линии козырька, полубака или фальшборта, если они не указаны на проекции «Полуширота», определяются по проекции «Корпус» интерполяцией. Аппликаты точек обрыва определяются точно с помощью построений, указанных в п. 4.3.

 

4. Вычерчивание ватерлиний на проекции «Полуширота». На проекции «Полуширота» в виде кривых линий изображаются все ватерлинии, бортовая линия верхней палубы, линии палубы бака, палубы юта, козырька и фальшборта. Построение кривых ватерлиний на проекции «Полуширота» производится по следующему принципу. Возьмем, к примеру, вторую ватерлинию, мысленно произведем сечение корпуса судна на уровне второй ватерлинии.

 

Расстояние от ДП по этой ватерлинии до каждого шпангоута представляет собой половину широты судна в плоскости этого шпангоута. Поэтому с помощью бумажных полосок на проекции «Корпус» измеряем по второй ватерлинии от ДП полушироты каждого шпангоута и откладываем их на проекции «Полуширота» от ДП по соответствующему шпангоуту (например, по третьему шпангоуту). Полученные точки соединяем плавными кривыми.

 

Точки притыкания ватерлиний к ДП на проекции «Полуширота» получаем следующим образом. Точка пересечения второй (в рассматриваемом случае) ватерлинии с форштевнем на проекции «Бок» находится на том же расстоянии от носового перпендикуляра, что и на проекции «Полуширота», поскольку это две проекции одной и той же точки. Поэтому, спроектировав на след ДП (на проекции «Полуширота») точку пересечения второй ватерлинии с форштевнем, находим точку притыкания ее к ДП.

 

Подобным образом строим все ватерлинии и палубы на проекции «Полуширота», причем полушироты палуб снимаем с проекции «Корпус», измеряя по горизонтали расстояния от точек пересечения шпангоутов с линией седловатости — до ДП.

Точки обрыва линий козырька, полубака или фальшборта строят так, чтобы они находились на одной вертикальной линии связи с соответствующими точками на проекции «Бок». Ординаты точек обрыва определяются по проекции «Корпус».

Нумерацию ватерлиний начинают с основной линии (нулевой ватерлинии). Номера ватерлиний обозначаются арабскими цифрами.

5. Построение батоксов на проекции «Бок». Процесс построения батоксов на проекции «Бок» разберем на примере первого батокса. На проекции «Полуширота» видны точки пересечения этого батокса с ватерлиниями и палубами. Эти точки являются горизонтальными проекциями точек пересечения ватерлиний и палубы с первым батоксом. Фронтальные проекции этих точек лежат на тех же вертикальных линиях связи и в то же время лежат на одноименных ватерлиниях или палубах, поскольку они принадлежат как первому батоксу, так и ватерлиниям или палубам.

 

Поэтому точки пересечения первого батокса со всеми ватерлиниями и палубами на проекции «Полуширота» проектируем на соответствующие ватерлинии и палубы на проекции «Бок». На том же основании точки пересечения шпангоутов с первым батоксом на проекции «Корпус» проектируем на соответствующие шпангоуты на проекции «Бок». Все полученные точки соединяем плавной кривой. Таким же образом строим все прочие батоксы теоретического чертежа. Нумерацию батоксов начинают от ДП (ДП — нулевой батокс).

Батоксы обозначают римскими цифрами.

6. Согласование проекций теоретического чертежа. Согласование теоретического чертежа — это проверка проекционного, соответствия точек пересечения криволинейных обводов (шпангоутов, ватерлиний, батоксов) с линиями сетки (следами секущих плоскостей) на всех трех проекциях теоретического чертежа. Непременным условием согласования является сохранение плавности кривых линий обводов корпуса судна. Например, проекции одних и тех же точек пересечения ватерлиний и батоксов на проекции «Бок» и «Полуширота» должны лежать на обеих проекциях на одинаковых расстояниях от одного и того же шпангоута.

 

Подобным образом проекции точек пересечения шпангоутов и батоксов на проекциях «Бок» и «Корпус» должны лежать на равных расстояниях от основной линии. Наконец, проекции одних и тех же точек пересечения шпангоутов и ватерлиний на проекциях «Корпус» и «Полуширота» должны лежать на одинаковом Шпангоуты, ватерлинии и батоксы — плавные кривые. В случае, еесли какая-нибудь из указанных линий окажется неплавной, то проводят плавную кривую, отступая от некоторых отмеченных точек.

Если мы, например, проводим плавную кривую ватерлинии и отступаем от какой-либо точки, необходимо внести соответствующее исправление в ординату кривой шпангоута, но при этом кривая шпангоута должна оставаться плавной. Для сохранения плавности шпангоута может потребоваться сдвиг еще некоторых его точек. Исправленные ординаты шпангоутов откладывают на полушироте и исправляют все уже вычерченные ватерлинии по новым точкам, но так, чтобы и они остались плавными.

 

Это может потребовать новых измерений кривых шпангоутов. Так постепенно добиваются плавности ватерлиний и шпангоутов при равенстве соответствующих ординат на обеих проекциях. При неплавности батоксов вносят подобные исправления в батоксы, ватерлинии и шпангоуты. В этом и состоит процесс согласования теоретического чертежа. При согласовании проекций теоретического чертежа необходимо иметь в виду постепенное и закономерное изменение промежутков между одноименными теоретическими обводами, особенно в средней части судна.

 

Сечение поверхности корпуса судна любой плоскостью должно давать плавную кривую. Этим свойством пользуются для дополнительной проверки согласования теоретического чертежа. С этой целью на теоретическом чертеже строят рыбины — линии пересечения теоретической поверхности наклонными плоскостями, перпендикулярными плоскости мидель-шпангоута.

 

На проекции «Корпус» рыбины проектируются в виде прямых линии, а на проекциях «Бок» и «Полуширота» — в виде кривых.

Для получения истинных величин сечений плоскости рыбин вращают до придания им горизонтального или вертикального положение. Для этого выполняют следующее построение: на шпангоутах проекции «Полуширота» или «Бок» откладывают отрезки, равные расстояниям от ДП до этих шпангоутов в секущей плоскости (плоскости рыбины).

 

Рыбины вычерчивают либо по всей длине судна, либо только для отдельных участков с наибольшей кривизной поверхности и обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная от ближайшей к ДП. Если согласование выполнено правильно, то, соединив все отмеченные на шпангоутах точки рыбины, получим плавную кривую.  

 

Источник:  http://yachtshipyard.wordpress.com

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0