Прочность и остойчивость яхты.

Если дизайнер при разработке конструкции корпуса не может использовать данные о размерах связей набора и прочности подобных судов, он должен или детально рассчитать прочность корпуса, или обратиться к предписаням клссификационных обществ, таких, как Германскии Ллоид, Анrлийский Ллойд и т. п.

 

Классификационные общества получают почти все сведения о необходимых размерах деталеи набора из опыта эксплуатации построенных судов. Однако пользоваться предписаниями классификационноrо общества целесообразно, когда речь идет о типовых судах.

 

Если же требуется спроектировать чрезвычайно легкое и быстроходное судно, то дизайнеру лучше обратиться к расчетам прочности. Выполняют расчеты общей продольнои прочности корпуса, местной прочности и проверку на скручивание.

Для небольших яхт расчет общей продольной прочности, как правило, не требуется, так как соотношение высоты и длины современных корпусов относительно мало. Даже для больших яхт часто отказываются от выполнения этого расчета из-за eгo трудоемкости (в связи с необходимостью учета динамики волнения).

 

При этом кривую массовой наrрузки, выведенную из распределения массы корпуса и оборудования судна, сопоставляют с предполагаемым распределением сил плавучести для нескольких случаев в зависимости от тoгo, где находится гребень и подошва волны относительно миделя.

 

При упрощенном методе вершины волны принимают за опорные точки на носовом и кормовом перпендикулярах в местах их пересечения с КВЛ. Возникающее при этом напряжение определяют в явно опасном сечении,в большинстве случаев в середине судна, и оценивают соответствующим коэффициентом прочности, взятым из опыта постройки предшествующих яхт.

 

Но даже и этот значительно упрощенный метод расчета довольно сложен. К контрольным расчетам местной прочности относится расчет на сжатие корпуса, как и расчеты действующих напряжений в оснастке, руле и креплении балластного киля.

Опытиые конструкторы используют данные таблиц Ллоида при проектировании яхт облегченной конструкции, уменьшая указанные там размеры элементов набора на определенныи процент. Полный расчет руля и сечения баллера весьма трудоемкии, если не используется компьютер.

 

Хорошие исходные данные и в этом случае мoгут быть получены из правил Гepмaнcкoгo Ллойда, для выбора размеров сечения мачт и штагов можно еще воспользоваться старым американским методом расчета, в основу котopoгo полагаются данные об остойчивости яхты при крене 30 градусов.

 

К расчету местной прочности относится определение размеров крепления балластного киля. У некоторых гоночных яхт с узкими и глубокими килями при больших скоростях хода, особенно под спинакером, появляются значитеьные переменные нагрузки. Они возникают вследствие кocoгo натекания потока на киль.

 

Точный расчет этих нагрузок возможен только с помощью компьютера с соответствующей программой хотя по результатам таких вычислений некоторые дизайнеры разработали более простую методику расчета. До сих пор нет упрощенного метода для расчета сил, скручивающих коpyc яхты.

 

Киль и руль, с одной стороны, и такелаж, с другои, дают довольно значительный скручивающий момент. У яхты, сконструированной по предписаниям Классификационного общества, эти нагрузки учитываются в коэффициентах запаса прочности корпуса.

 

У яхт облегченной конструкции такие нагрузки становятся критическими, нередко возникают усталостные явления. Для правильноrо определения размеров всех узлов корпуса на стадии выполнения расчетов прочности необходимо принимать во внимание требования по безопасности.

 

Массу спасательных и противопожарных средств нужно учитывать уже при первом расчете массовой нагрузки. Учитывают также мaccу аварийного рулевого устроиства, максимальные размеры кокпита и минимальные размеры сливных шпигатов.

Все классификационные объщества включили в свои инструкции соответствующие устройства для обеспечения безопасности плавания которые рекомендуется использовать для мореходных яхт. Особенно это необходимо,  если яхта должна получить класс согласно Правилам построики.

 

Для 90% парусных яхт, которым не присваивается класс и которые строятся без наблюдения Реrистра, целесообразно руководствоваться вновь переработанными  Правилами крейсерского отделения Гepмaнcкoгo парусного союза.

В них содержатся международные и национальные директивы, касающиеся минимального снабжения и оборудования для обеспечения безопасности плавания мореходных парусных яхт на основе требований ORC (Международного комитета океанских гонок), а также вытекающие из этих требований дополнительные рекомендации по безопасности.

 

Источник:  К. Рейнке, и др.  "Постройка яхт",  1982 г.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0