Стоит ли строить лодку ?

Стоит ! Но сначала несколько замечаний.

 

Начинать надо с чего-нибудь простого . Постройте то , в завершении чего у вас нет никаких сомнений. Скиф или каноэ могут оказаться в самый раз . Держитесь подальше от всяких балластных килей и корпусов с обшивкой по сложным обводам , когда строите свою первую лодку. Даже простые проекты потребуют большего , чем вы ожидали.

 

Перед началом надо реально оценить свои возможности . Если вы много работаете с древесиной и у вас есть участок у воды , на котором имеется большой сарай и имеется возможность недорого доставать материалы – тогда смело можете начинать строить яхту . Если же у вас квартира на третьем этаже и пока отсутствуют инструменты – верным решением будет построить что-то вроде скифа или легкого каноэ.

 

Не надо бояться того , что с постройкой не все будет гладко . Первая ваша лодка может и не оказаться верхом совершенства , но вполне может статься , что к вашему большому удивлению она доставит необыкновенное удовольствие. Если только вы сами не забросите это дело , ничто не может вам помешать построить хорошую годную для плаваний лодку . Все ошибки поправимы и не могут погубить лодку , если только вашей целью не является абсолютное совершенство.

 

Остерегайтесь того , что с первого же раза возьметесь за проект , который окажется вам не по силам. Лодок , которые начали строить и бросили – гораздо больше чем тех , которые плохо , но все же завершили . Простая гребная лодка принесет много пользы и доставит массу удовольствия , в то время как заброшенная 12-метровая яхта с пышными обводами будет тяжким бременем . Главная причина , почему люди строят лодки – потому что им нравится сам процесс . Если вас это не привлекает – не надо делать над собой насилия.

Не надо начинать постройку , когда единственной целью является сэкономить деньги. Если вы хотите как можно скорее оказаться на воде и при этом сэкономить деньги , поищите вокруг и купите хорошую подержанную лодку , они часто стОят меньше , чем одни материалы для постройки такой же новой. И несомненно это будет дешевле , если для вас время – деньги . Если же у вас масса свободного времени , то самое лучшее , на что его можно употребить – это построить лодку.

 

Не надо бояться того , что у отсутствуют необходимые навыки . Перед каждым новым этапом сядьте и хорошо продумайте , как это будет сделано и затем беритесь за инструмент . Если не выходит , пробуйте еще и еще , пока не получится как надо. Затем переходите дальше. Не пытайтесь следовать какому-либо графику постройки . Не экономьте на материалах и инструментах . Несколько отличных инструментов , которые точно отвечают данной задаче , гораздо полезней ящика , забитого горой дешевых и ненужных.

 

Если требуется повысить свою квалификацию , то начните с такого проекта , от которого можно гарантированно ожидать ее роста по мере продвижения . Есть хорошие проекты под любой уровень и для любых целей . Есть 3,5 – метровые швертботики , для постройки которых нужен многолетний опыт , и есть 10-метровые крейсерские яхты , рассчитанные на нулевой уровень подготовки строителя.

 

Внешний вид вашей лодки должен соответствовать вашим запросам. Некоторые строят настоящие произведения искусства , являющиеся верхом совершенства . Если ваша цель именно такова , тогда – вперед . С другой стороны , можно вложить гораздо меньшее количество труда и времени и получить очень приличную лодку , которая будет отвечать всем требованиям и вызывать всеобщее восхищение . Если лодка нужна для работы , тогда лучшим вариантом отделки будет просто ее покрасить , потому что красное дерево под лаком будет на ней смотреться совершенно нелепо .

 

Не надо пытаться укладываться в график , иначе может сложиться ощущение , что проект не по вашим силам и средствам. Подождите , пока все само сложится. Это делается ради удовольствия , а не для гарантированного разочарования. И если у вас достаточно времени , средств и есть где строить , тогда – начинайте .

 

 

Если вы мечтаете о крейсерской яхте , можно начать с постройки тузика – он в дальнейшем пригодится и на яхте.

Размышляя , я пришел к такому выводу . Сначала вы строите лодку длиной 2,5 м с плоским днищем , затем 3,5-метровый швертбот , следом лодку около 5 метров , потом 6 метров и только потом – крейсерскую яхту.

 

Все это вместе взятое может потребовать меньше времени , чем когда вы сразу начнете с постройки крейсерской . При этом вы многому научитесь , меньше будете рисковать , иметь меньше разочарований , лучшее качество и у вас будет несколько лодок на все случаи.

 

«Не бойтесь браться за трудный проект . При условии определенных навыков работы с древесиной и изрядной доли терпения любитель может построить очень сложный проект . Из этих двух условий главным является терпение. Постройка деревянного судна традиционной конструкции сама по себе приносит удовольствие». – Пэт Форд

Зачем строить ?

Для этого есть два хороших повода . Первый , который в той или иной степени должен обязательно присутствовать – это то , что процесс постройки приносит радость независимо от всех прочих условий . А второй повод – если вам нужна именно такая лодка и никаким другим способом ее не получить .Если у вас есть желание строить , вы это поймете сами и в убеждениях не нуждаетесь . Но перед принятием решения перечитайте еще раз первую часть – «Стоит ли строить ?»

 

Если вы не в восторге от процесса постройки , стоит поискать , что можно найти из подержанного или нового . Часто это бывает не так дорого , в особенности в отношении очень больших лодок . И в любом случае это будет быстрее. Если вы проживаете в местности у воды , где это дело развито , стоит походить в округе . Там всегда есть приличные лодки . Почитайте рекламу в соответствующей прессе .

 

Иногда постройка своими силами представляет собой единственный способ заполучить конкретную лодку . Либо ее просто не купить ни новой , ни подержанной , либо цена ее вам не по карману . В любом из этих случаев вы можете построить в точности что вам нужно или нечто похожее , возможно , за счет упрощенных методов постройки .

 

Строя лодку своими руками , вы не всегда экономите деньги . Одни только материалы для новой лодки могут превысить стоимость хорошей подержанной сходных параметров . Имеется огромное количество лодок в приличном состоянии . Если идея о постройке вас не очень привлекает , стоит хорошо подумать , прежде чем ввязываться в дело . Но если у вас имеется возможность дешево доставать материалы или же вы обладаете солидным терпением , тогда постройка хорошей лодки вам обойдется недорого .

 

Некоторые из последних проектов лодок небольших размером , особенно с применением фанеры , могут быть выполнены за сравнительно небольшие деньги и в короткие сроки . И наконец , могут быть особые причины строить самому – это может быть семейным проектом или постройка группой товарищей . Лодка модет строиться и как подарок кому-либо , т.к. в этом случае она обладает особой ценностью как сделанная вашими руками . Людям , которые строят лодки , близки такие тонкости .

Почему дерево ?

 

С деревом приятно работать . Большинство остальных материалов (если не все) неприятны . И если лодка строится с расчетом получения удовольствия от самого процесса , дерево будет правильным выбором. Проектов , которые рассчитаны на постройку из древесины , намного больше , чем для любых других материалов. Все классические проекты подразумевают дерево . Это проекты , проверенные временем .

 

При их проектировании учитывались все достоинства , что дает этот материал . Возможна их постройка и из других материалов , но это не всегда стоит затраченных при этом усилий . Гибкость древесины позволяет построить судно с красивыми обводами 

Древесина – превосходный судостроительный материал , что касается отношения прочности к весу . Хорошее судно может быть построено с применением простейших инструментов .Деревянные лодки радуют глаз и приятны на ощупь . Изготовленные из других материалов требуют дополнительных усилий для придания им внешнего вида .

 

Главными препятствиями использования древесины являются ее высокая стоимость и трудность найти ее соответствующего качества. Если бы она была в изобилии , недорогая и хорошего качества , все прочие методы постройки стали бы еще менее привлекательны , чем они есть сейчас . Что бы вы выбрали – строгать ручным рубанком гладкую доску из ароматно пахнущего кедра или мешать в банке нечто липкое ?

 

Другое препятствие применения древесины – она требует ухода . Но если вы собрались строить лодку , то несомненно , уход за ней вас не отпугнет . Если же мысль о таких непрерывных заботах вас отталкивает , тогда лучше вам вообще отказаться от идеи постройки . Как правило , если лодка строится для целей досуга , дерево будет правильным выбором.

«Представим себе идеальный материал . Во-первых , он должен легко обрабатываться. Хотелось бы , чтобы он хорошо клеился и в него хорошо входил крепеж . Он должен легко гнуться и не терять при этом прочность . Он должен иметь приличный внешний вид и (в мечтах) приятный запах . Верьте мне или нет , но существует материал , в котором присутствует все это . И это не продукт человеческих рук – это дерево ! » – Джордж Бюлер

 

Почему не дерево ?

 

Есть веские доводы для постройки судов из других материалов . Если вы только начинаете и не в курсе этого , тогда вам и не стоит об этом волноваться .В своем большинстве современные материалы обладают прочностью либо какими другими свойствами , которыми древесина не обладает или же они применяются для получения таких обводов , которые нельзя получить , используя древесину (хотя на самом деле современные технологии в судостроении позволяют получить практически любые формы).

 

При преследовании определенных целей , суда , построенные из современных материалов будут по некоторым параметрам превосходить ближайший деревянный эквивалент . Никто больше не будет строить деревянную яхту для гонки на Кубок Америки . (Однако мне еще не доводилось услышать , чтобы абсолютно новая деревянная яхта переломилась пополам и затонула в течение двух минут на спокойной воде !)

 

Настоящие современные судостроительные материалы не по силам при самостоятельной постройке . К примеру , если вы задумали спуск по порогам , вам скорее всего будет достаточно прочности пластмассового каноэ . Но в любом случае сделать его самому нереально и мы возвращаемся туда , откуда начали .

 

Стеклопластику доступны любые формы . Его популярность в серийном производстве обусловлена тем , что он позволяет изготовить много экземпляров одной и той же лодки , используя одну матрицу . Также он не гниет при отсутствии ухода . Но это не тот материал , из которого стоит строить одну лодку своими силами .

 

Сталь , алюминий и фанера по степени гибкости близки к древесине и некоторые остроскулые суда , спроектированные под дерево , могут быть изготовлены из этих материалов . Металл в основном применяется для постройки больших круизных судов , в то время как фанера находит применение как в больших так и малых корпусах .

 

Сталь , скорее всего , является наиболее дешевым и простым материалом , из которого можно построить лодку круизного типа . Однако работа с ней малоприятна. С алюминием работать не сложнее чем со сталью . Если вы задумали достаточно большую лодку , чтобы строить ее из металла , учтите , что и постройка ее из дерева потребует иных методов строительства , с которыми вы , возможно , ранее не сталкивались .

 

Фанера может служить заменой древесине в некоторых проектах с клинкерной обшивкой , где клей замещает медные гвозди . Этот метод довольно прост и для него имеются проверенные временем проекты с применением современных эпоксидных смол . В результате получается прочный долговечный и легкий для своего размера корпус . Это вполне по силам любителю , хотя и не относится к проектам выходного дня. Такие корпуса обладают классическими обводами и имеют преимущества перед традиционной клинкерной обшивкой .

 

Почему по классическому проекту ?

 

Классические проекты зарекомендовали себя за многие годы их эксплуатации , их качество испытано во всевозможных ситуациях , для которых они и предназначены . Есть классические проекты практически для любых целей. Они являют собой сравнительно простой способ постройки отличной лодки . Это обычно рабочие лодки , которые строили и которыми пользовались люди , не располагавшие лишними деньгами и лишним временем .

 

Такие лодки красивы внешне , они мореходны и долговечны. У них есть свой стиль , грация и они вносят разнообразие в мир лодок. Испытанием для лодки всегда были , есть и будут погода , ветер и волны . Классические проекты для противостояния этим воздействиям обладают проверенными решениями на основе традиционных материалов . Существует большое количество современных проектов , которые не хуже старых классических .

 

Однако нет никаких причин отвергать традиционные обводы только по той причине , что они из прошлого . Автомобиль образца 1914 года мало пригоден для своих целей в наши дни , но лодки , спроектированные в том же 1914 , строятся до сих пор и пользуются заслуженным успехом . Не всякий классический проект пригоден на все случаи жизни . Корабли викингов прекрасны , но для северной Атлантике непригодны . Однако существуют и проекты для любой ситуации .

 

Стоимость

 

«Многие считают , что стоимость лодки прямо зависит от ее длины . Нет ничего более ошибочного. Разница в стоимости 16-футовой дори и 16-футовой лодки проекта Herreshoff будет составлять сотни процентов . Даже для лодок одного типа увеличение длины вдвое вызовет повышение стоимости вшестеро … подход по весу будет более точным , но и тут могут быть ошибки .

 

Изготовленная нами Haven 12 1/2 стоит примерно $14.30/фунт (1 фунт=0.455 кг) , тогда как Red Head – $12.12 , несмотря на более высокий уровень удобств на ее борту. … доля трудозатрат в стоимости завершенной яхты Red Head составляет 60%. » – Из статьи «Red Head с точки зрения ее постройщика» , Даг Хилан , журнал WoodenBoat , Март 1995 .

Red Head имеет длину около 8,5 м и ширину 1,80 м . Без учета стоимости работы материалы для ее постройки стоили $5/фунт . Для некоторых построенных на заказ лодок это нормально

.

еще…

 

Один из участников конференции rec.boats.building сообщил , что он строит круизную яхту водоизмещением 47.000 (сорок семь тысяч) фунтов и по деньгам она выходит примерно $1 за фунт . Доля стоимости корпуса сравнительно невелика и настоящие расходы начнутся тогда , когда дело дойдет до внутреннего и палубного оборудования .

 

и еще …

 

Сэм Дэвлин оценивает стоимость лодок на базе его проектов (фанера , скрепки , стеклоткань) от $3 до $6 за фунт – «и более» .

Цитаты:

«Удовольствие , получаемое от лодки , находится обычно в обратной пропорции к ее размерам». – Гарри Брайэн , журнал WoodenBoat 126. 1995

 

«Рабочие лодки конструировались методом проб и ошибок в течение длительного периода времени с целью достижения ими необходимых качеств с ограничениями по стоимости и доступности материалов . Надо учитывать , что рабочие лодки не бросались в воде , когда штормило , шел дождь или снег . Их всегда вытаскивали из воды , потому что от них зависела жизнь хозяина . Поэтому эти парусные лодки стоят того , чтобы их попробовали и сегодня , когда стандартизация яхт породила такую массу неудобств пользования ими , а яхтенные стандарты в отношении конструкции корпуса , отделки , такелажа и оснастки становятся не по карману большинству владельцев малых яхт . » – Ховард Чаппелл , 1951.

 

«Учтите , что если вы начитаетесь журналов WoodenBoat и у вас имеется склонность делать что-либо своими руками , а также если ваша семейная «половина» будет хотя бы немного поддерживать вас – вы можете построить лодку . Последствия у этого будут непредсказуемы .» Уэйн Ангевин

 

«Я строю лодки . Небольшие и безо всяких претензий , простые скромные лодки , для постройки которых нужно три или четыре листа фанеры и немного места . Меня они совершенно устраивают – они плавают , ходят под парусом , вызывают восхищение (пускай скромное) и радость . »


Мне нравится вечерами поработать с деревом и на самом деле я провожу больше времени за постройкой , чем на воде . Но еще больше времени я провожу в мечтах . На свете есть столько лодок , и так мало времени … Мне нравится этот мир , полный дерева и инструментов и каждый новый проект кажется лучше предыдущего , несмотря на то , что это всего лишь еще один из вариантов классической формы древесины , старой как мир , рассекающей водную поверхность . Что-то старое порождает на свет новое .» – Кельвин Дэйм , журнал «Messing About In Boats» , Сентябрь 1995.

 

«…постройка деревянного судна доставляет большей частью удовольствие – классический корпус строится традиционным способом – доски обшивки , медные гвозди , бронзовые вещи , трехпрядные троса , аромат кедровой обшивки , запахи скипидара , олифы и морской краски …» журнал Wooden Boat , декабрь 1996

 

«Желание построить лодку … возникает как маленькая тучка на безоблачном небе . Наконец она закрывает собой все небо , и вы больше не в состоянии думать о чем-то другом» – Артур Рансом.

 

Источникhttp://yachtshipyard.wordpress.com

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0