Крейсерско - гоночная яхта "Л-6".

 

Потребность в  международных гоночных яхтах в значительной степени уже удовлетворена их уси­ленной постройкой за последние 10 лет. В настоящее время очень часто можно слышать пожелания любителей парусного спорта о возобновлении по­стройки таких судов, которые бы имели не только гоночное назначение, но и были пригодны для морского плавания. В качестве наиболее подходя­щих проектов называют суда двух классов:

 

                 международную крейсерско-гоночную яхту класса CR-8 и

                 гоночно-крейсерскую яхту национального класса Л-6.

 

Сравнение обеих яхт возникает невольно. Оба судна предусмотрены Классификацией спортивно - ­парусных судов СССР, оба имеют почти одинако­вые размерения, но постройка каждого из них свя­зана со своими проблемами и вопросами.

 

Яхта CR-8 была введена в 1949 г. Международ­ным Парусным Гоночным Союзом (IYRU); она об­меряется согласно известной формуле:

Чертежи и описание одной из таких яхт опуб­ликованы в журнале «Судостроение» (№ 7, 1961 г.) в статье Н. В. Григорьева. Правила классификации изложены в официальном издании IYRUи имеются в русском переводе, а правила постройки можно найти в издании LloydsRegisterofSnipping. Пост­ройка яхт международных классов должна производиться под надзором Ллойда или организации, им уполномоченной. Судно предназначается для крейсерства и международных гонок.

 

 

Яхта Л-6 спроектирована в 1958 г. согласно Пра­вилам классификации, постройки и обмера спортив­ных парусных судов СССР. В основе указанных пра­вил лежит система ограничений размеров, впервые в СССР принятых в 1935 г. Автором этой системы был известный яхтсмен Н. Ю. Людевиг. По этим правилам до войны было построено около два­дцати яхт Л-6, показавших хорошие мореходные качества и сохранившихся до сих пор.

В последние годы было найдено, что в том слу­чае, если связать длину яхты по ГВЛ и парусность формулой L +\/S <A, дав им совместное ограничение, это дает большую свободу для определе­ния оптимальных размеров яхт. Согласно послед­нему правилу было построено свыше полусотни яхт Л-4 (класса, смежного с Л-6), нашедших одоб­рение любителей парусного спорта.

 

 

В 1958 г. Правила классификации и обмера киле­вых яхт СССР получили дальнейшее развитие, а именно: площадь парусности стали учитывать не непосредственно, а в соотношении к водоизмеще­нию V, в результате чего была получена современ­ная формула:

Величина А осталась неизменной и для Л-6 равна 16,0м. Вид новой формулы и коэффициент 5 перед 3V V подобраны таким образом, чтобы величина А в пределах небольших допусков оста­валась постоянной как для нового сухого судна, так и судна старого или намокшего от длительного пребывания в воде.

 

 Благодаря такому свойству обмерной формулы яхты классов Л будут нуж­даться только в единственном обмере — при пост­ройке, Последнее существенно упрощает классифи­кацию яхт классов Л в их дальнейшей эксплуата­ции: суда старой постройки автоматически сохра­няют класс вне зависимости от новых ограничений и подчиняются только новой формуле.

 

Яхта Л-6 предназначена для крейсерских пла­ваний в заливах Балтийского, Черного и других морей, а также в открытом море с удалением от берега до 100 миль, для дистанционных гонок и классных соревнований.

Выбор главных размерений яхты Л-6 был сде­лан с учетом как крейсерских, так и скоростных качеств судна; для возможности оценки тех и дру­гих качеств были использованы следующие данные о навигационном времени и пройденном расстоя­нии для средних условий сезона (приняты условия Ленинграда) и команды, занятой на производстве:

 

Продолжительность навигации, дн……………………………………………………160

 

Крейсбрские и прогулочные плаванияПродолжительность крейсерского плавания, дн………………………………………………………………. 20

 

Протяженность крейсерского плавания, миль . ……………………………… 800

 

Время непосредственного нахождения в море, час- ………………………200

 

 Количество прибрежных прогулочных и туристских плаваний протяженностью 50—60 миль, число выходов            ………………………………7

 

Общее пройденное в них расстояние, миль . . …………………………….. 400

 

 Количество кратковременных плаваний ка 10—15

миль, число выходов           ………………………………………………………………………20

 

Общее пройденное в них расстояние, миль . . . ………………………………250

 

Участие в гонкахКоличество соревнований по городскому календарю (за исключением дистанционных гонок),

число стартов            ………………………………………………………………………………18

 

Пройденное расстояние, миль        ……………………………………………….400

 

Количество дистанционных гоночных плаваний,

число выходов          ……………………………………………………………………………… 5

 

Пройденное расстояние, миль        ……………………………………………….400

 

Всего пройдено за навигацию, миль . . ………………………………….. 2250

 

 

Из этих данных следует, что наряду с мореход­ными качествами яхта, безусловно, должна обладать и достаточной быстроходностью для участия в со­ревнованиях. Этого же требуют и условия кратко­временных выходов яхт с учебными или трениро­вочными целями (во избежание опоздания экипажа на работу при подъеме по фарватеру против тече­ния и т. п.). В соответствии со сделанным заключением были выбраны следующие размерения яхты:

Выбранные размерения обеспечивают более высокую мореходность и обитаемость яхты, чем у существующих яхт Л-6 довоенной постройки, благо­даря увеличению ширины, осадки и высоты надвод­ного борта, а также водоизмещения и веса фальш­киля. В таблице приведено сравнение размеров обоих судов, а также яхты CR-8 проекта ЦЛСИ.

 

Как видно из этой таблицы, разница между ях­тами Л-6 и CR-8 невелика, но тем не менее заметна. При одном и том же балле  парусность у национальной яхты больше. Разница объясняется, вероятно, тем, что средняя сила ветра в закрытых морях, таких как Балтийское или Черное, меньше, чем у побережья Англии. Однако главная причина принципиального различия основ классификации состоит, в основ­ном, в существующих традициях.

 

Преимущество культивирования именно нацио­нальных судов заключается в том, что такие суда могут строиться:

                 из доступных отечественных материалов;

                 по сортаментам, которые определены дейст­вующими в нашей стране ГОСТ;

                 наиболее удобными и освоенными методами;

                 под надзором, не зависимые от Английского Ллойда;

                 по правилам классификации, которые соз­даются и регулируются в СССР.

 

                 

В то же время при постройке международных судов мы не только лишаемся перечисленных пре­имуществ, но и должны импортировать материалы, применяемые для постройки таких судов за грани­цей: красное дерево (для бортовой обшивки и над­строек); орегонскую сосну или тик (для палубы); спрус — канадскую ель, обладающую наряду с малым объемным весом высокими механическими свойствами (для рангоута); специальные ткани высшего качества и специальной обработки — дак­рон и нейлон.

 

 Для фальшкилей за границей упо­требляют только свинец.

В соответствии с Правилами постройки спортив­ных парусных судов СССР конструкция яхты Л-6 выполнена из следующих материалов:

 

                 киль, форштевень, ахтерштевень и контртим­берс— из дуба;

                 бортовая обшивка — из сосны толщиной 24,0 мм;

                 шпангоуты гнутые—из дуба (33X42 мм);

                 усиленные шпангоуты — из угловой стали (40X40X4 мм);

                 палуба — из сосны толщиной 21 мм или баке- лизированной фанеры;

                 рубка и палубные люки — из ясеня;

                 мачта пустотелая — из ели с объемным ве­сом 0,47;

                 паруса — из хлопчатобумажной ткани (арт. 848 или 4245);

                 фальшкиль — из чугуна.

                  

 

Различие между сравниваемыми яхтами распро­страняется и далее. Внутреннее устройство яхты CR-8 приспособлено для использования узким, семейным кругом лиц, в то время как Л-6 — это яхта коллективного пользования в самом широком смысле этого понятия. В СССР на такое судно как Л-6 назначают две смены команд во главе с капи­таном и его заместителем, имеющим право само­стоятельного выхода.

В основу планировки внутренних помещений положен принцип размещения возможно большего экипажа, т. е. большего количества спальных мест; естественно, что при этом несколько снижается уровень комфорта. Яхта Л-6 спроектирована как «спартанское» судно, рассчитанное на тренирован­ный экипаж, владеющий всеми необходимыми навыками и могущий достаточно умело управлять судном под парусами.

 

 Такая предпосылка дает возможность значительно повысить гигиенические условия внутри жилых помещений; отпадает необ­ходимость в установке мотора, в связи с чем лик­видируются грязь, запах бензиновых паров и во многом — пожарная опасность.  В жертву тем же требованиям гигиены принесен туалет. Несмотря на всю прозаичность этого вопроса, остановимся на нем более подробно.

 

Туалеты столь малых габа­ритов, будучи несовершенными по своей природе, зачастую оказываются причиной предательской течи и появления запахов внутри яхты; ремонт и чистка их неприятны и затруднительны; часто они даже не имеют сообщения с забортным простран­ством и используются не по назначению.

 

Во внутренних помещениях яхты размещены шесть постоянных и одно дополнительное спальное место, камбуз, шкафчик-гардероб, рундуки для хранения парусов, спальных принадлежностей и лич­ных вещей экипажа, а также полки и шкафчики для мелкого судового инвентаря и книг.

 

Л-6 имеет меньшую каютную надстройку, чем CR-8. Причина состоит в том, что для сооружения надстройки требуется выдержанная и обладающая высокими декоративными качествами древесина ценных пород (например красное дерево); широко применяемые дуб и ясень не удовлетворяют предъявляемым требованиям и имеют большой коэффициент усушки, что впоследствии вызывает течь.

 

 Сокращение объема надстройки уменьшает это зло до минимума за счет уменьшения над­стройки яхта имеет более обширный и удобный кокпит, что облегчает работу с парусами. В целях удешевления постройки упрощен таке­лаж яхты, а из возможных механических приспо­соблений применены только лебедки стаксель-шкотов. Действительно, необходимость в механическом оборудовании рангоута и такелажа весьма преуве­личена.

Например, фаловые лебедки безусловно необходимы при внутренней проводке фалов, но при наружной проводке в них нет никакой необхо­димости и они с успехом могут быть заменены короткими гинцами из синтетического троса и кап­роновыми блоками. Яхта имеет ручную трюмную помпу с приводом из кокпита. Запас питьевой воды (108 л) размещен в трех вкладных цистернах.

 

Упрощение внутреннего устройства, отказ от мотора и ряда приспособлений значительно сни­жают стоимость яхты (не только на величину стои­мости самих предметов, но и благодаря тому, что отпадает необходимость усиления набора и неко­торого увеличения водоизмещения судна). Стои­мость постройки в целом будет меньше на 30— 40%; кроме того, значительно упрощаются разме­щение заказов и организация постройки.

 

А. П. Киселев.

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  №1.

 

 


                                                   Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16