Мини – крейсер «ФЕСТ – 22».

Верфь «Бенетье» (в го­роде Сен – Жиль – Круа – де – Ви» специа­лизирующаяся на производстве мини - яхт, недавно начала выпуск новой пластмассовой яхточки по проекту Жана - Мари Фино. Конструктор ста­вил своей главной целью создание малогабаритной и недорогой универ­сальной яхты, на которой можно быпо бы совершать крейсерские пла­вания в прибрежных районах моря, участвовать в гонках, выходить на кратковременные прогулки и спор­тивную рыбную ловлю.

 

В цепом архитектурно - конструк­тивный тип яхты «Фест - 22» соответ­ствует той концепции, которой в по­следние годы следуют многие созда­тели мини - крейсеров: яхта имеет вы­сокий борт, большую ширину и от­носительно широкий транец. Все это обеспечивает максимальный объем падпалубных помещений и свободу для работы экипажа в кокпите при ограниченных габаритных размерах судна.

 

Силуэт яхты характеризуется вы­соким надводным бортом с прямой, слегка понижающейся к корме линией борта, невысокой «обтекаемой» рубкой, наклоненным в нос транцем и прямым форштевнем. Плавные кругпоскулые обводы корпуса имеют значительную полноту, в особенно­сти в корме, чтобы компенсировать смещение центра тяжести назад при расположение всего экипажа в кокпите.

 

Корпус яхты собран из двух основных секций — собственно кор­пуса и палубы с рубкой и кокпитом. Для армирования полистироловой смолы использована стеклоткань с окрашенными (для удобства контро­ля толщины формуемой детали) волокнами. Соединение секций выпол­нено на отфланцовке ширстрека и закрыто декоративным профилем из алюминиевого сплава, который слу­жит также невысоким фальшбортом.

 

Для увеличения жесткости корпуса под мачтой установлена поперечная переборка. Другими элементами, по­вышающими жесткость корпуса, яв­ляются отформованные основания коек, рундуки и стенки ограждения кокпита. Детали, формуемые от­дельно, вклеиваются в корпус полосами стеклоткани в два слоя.

 

«Фёст - 22» выпускается в двух ва­риантах — с постоянным килем весом 430 кг и с тяжелым поворотным швертом весом 400 кг. Первый вариант проще по конструкции и де­шевле, однако наибольший интерес представляет именно второй вариант, имеющий определенные эксплуатаци­онные преимущества.

 

В обоих вариантах площадь проек­ции киля одинакова и составляет 0,65 м2, но эффективность шверта на лавировке выше, чем постоянного киля, благодаря большему удлине­нию (полная же осадка выше на 0,44 м). При повороте шверта его площадь не изменяется, поскольку ось повороте расположена у самого днища корпуса и у кормовой кром­ки шверта. При повороте шверт не втягивается внутрь колодца, а укла­дывается кормовой кромкой вдоль днища яхты, что позволяет умень­шить осадку яхты вдвое - с 1,58  до 0,76 м — и проходить мелководье, если не в лавировку, то полными курсами. Выбранная конструкция иформа шверта позволили уменьшить  до минимума и размеры швертового колодца.

 

Сам поворотный киль — шверт— представляет собою профилирован­ную чугунную отливку. Поворот его при опускании или подъеме осуще­ствляется винтовым механизмом с вертикальной осью, приводимым во вращение съемной рукояткой; это устройство расположено внутри каю­ты на кормовой части колодца, отформованного заодно с  основным корпусом яхты.

 

Для полного подъе­ма шверта из крайнего нижнего по­ложения необходимо сделать 35 обо­ротов рукоятки. Во избежание по­явления значительных напряжений в корпусе яхты и в самом теле шверта при резких ударах о твердый грунт в механизм подъема встроено предохранительное соединение, которое ломается при опаской перегрузке и позволяет килю свободно откиды­ваться назад и к днищу.

 

Удлиненное перо руля, навешен­ное на транец на трех петлях, мо­жет быть поднято вверх для умень­шения осадки. Румпель сделан отно­сительно коротким, что обеспечивает большую свободу передвижения экипажа в кокпите, однако снабжен шарнирным удлинителем.

По левому борту на транце уста­новлены две металлические планки для крепления подвесного мотора; по - походному мотор хранится в рун­дуке под кормовой банкой кокпита.

 

По обеим сторонам рубки и кок­пита на палубе предусмотрены про­ходы -«потопчины» шириной 360 мм, позволяющие свободно перемещать­ся вдоль яхты. Судно оборудуется леерным ограждением и носовым трубчатым релингом.

Открытый кокпит достаточно про­сторен для размещения в нем четы­рех человек, причем, как уже от­мечалось, посадка яхты при этом сохраняется нормальной — без диф­ферента. Комингсы кокпита служат удобными спинками для сидящих на продольных банках. В днище кокпита и в кормовой части продольных банок отформованы желобки — ватервейсы вода из которых сливает­ся через два побортно расположен­ных шпигата за транец.

 

Подпапубные помещения яхты рассчитаны на плавания вчетвером. Двуспальная койка в изолированной носовой каюте «собирается» из пя­ти съемных крышек - подушек, при­чем задняя средняя подушка (трапециевидной формы) при уборке постели поворачивается вокруг пе­тель на левом борту и фиксируется вертикально, обеспечивая проход к рундуку под носовой частью койки (в нем может быть установлен ком­пактный «морской» гальюн).



Высота в свету в средней части судна —1,47 м; ширина прохода между широкими койками - диванами кормовой каюты — 0,80 м. В средней части, у подмачтовой поперечной пе­реборки, разделяющей каюты, устроен камбузный блок: по право­му борту от прохода установлена плита с карданным подвесом, а по левому борту в массивный ящик (стенкой его в швертовом варианте служит колодец) встроены цистерна пресной воды раковина для мытья и сетки для провизии. Ящик накрыт поворотной (и съемной) доской, ко­торую можно использовать в каче­стве штурманского стола. Эту же доску можно снять и закрепить на верхней ступеньке трапа, ведущего в кокпит, чтобы получить обеденный стол.

 

Значительные объемы дпя хране­ния провизии, парусов и личного имущества экипажа предусмотрены в рундуках под койками, в простран­стве под кокпитом и на полках вблизи камбузного блока.

Яхта вооружена бермудским шлю­пом с примерно равной площадью грота и стакселя. Расстояние между центром парусности и центром пло­щади бокового сопротивления со­ставляет 15,52% длины судна. Мак­симальная площадь парусности (грот плюс генуэзский стаксель) — 26 м2. Рангоут изготовлен из легкого сплава.

 

Фаловые лебедки смонтированы на крыше рубки и обслуживаются из кокпита. Ходовой конец талей от­тяжки гика имеет эксцентриковый стопор, также установленный на крыше рубки. Утки для крепления шкотов утоплены в нишах на борто­вых стенках кокпита

На форштевне установлена оковка, представляющая собой одновре­менно якорный кпюз  с  роульсом, киповую планку, обух для крепления штагов и галсовых углов передних парусов, а также прочный конструк­тивный элемент дпя подкрепления передней стойки релинга и защиты от повреждений верхней части фор­штевня.

 

Испытания ходкости и маневрен­ных качеств яхты показали, что она устойчиво держится на курсе при различных условиях плавания. Одна­ко под максимальной парусностью — с гротом и генуей — при скоростях выше 3 узлов возникают довольно большие нагрузки на пере руля, что сопровождается соответствующим ростом усилий на румпеле. При ско­рости ветра свыше 5 м/с управление также затрудняется (это может быть следствием укорочения румпеля).

 

В целом яхта демонстрирует вы­сокие ходовые и мореходные каче­ства при свежем бризе и волнении; несколько хуже ее маневренные ка­чества при слабых ветрах. Например, при лавировке под одним гротом очень важно набирать достаточную скорость перед каждой попыткой сделать поворот.

 

После доводки конструкции се­рийные яхты типа «Фёст-22» могут оказаться одними из наиболее по­пулярных на рынке мини - крейсеров длиною до 7 м. Стоимость яхты в варианте со швертом с основ­ным оборудованием составляет 47 800 франков, с дополнительным оборудованием — 54 700 франков.

 

По материалам французского журнала «Bateaux».

 

В. В. Зубрцкий.

 

 

 

 

 

 


                                                                               Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16