Парусный катамаран "КИТ".

Идея плавания под парусами по озеру Балхаш возникла у нас давно. Мы живем в городе Фрунзе— в 320 км от озера, часто отдыхаем на его берегах и убеждены, что это — одно из чудеснейших озер нашей страны. Размеры его — длина 605 км. и ширина от 10 до 50 км — дают возможность проводить и парусные гон­ки, и дальние спортивные плавания. Мало заселенные берега, отличные пляжи, обилие рыбы к дичи делают походы по озеру особенно привлека­тельными для горожан.

 

 

Идея плавания под парусами по озеру Балхаш возникла у нас давно. Мы живем в городе Фрунзе - в 320 км от озера, и часто отдыхаем на его берегах и убеждены, что это - одно из чудеснейших озер нашей страны.

Подходящего готового судна най­ти не удалось, тогда решили строить его собственными силами. Нашим тре­бованиям наилучшим образом отвечал парусно-моторный катамаран, кото­рый можно было бы доставлять на озеро на автомобиле. Поэтому в осно­ву проекта была положена идея разнборной конструкции с жилыми поме­щениями в корпусах, достаточно хорошо отработанная на серии ката­маранов, выпускаемых в Латвии рыбколхозом «Царникава». В нашем про­екте каждому из четырех постоянных членов экипажа сразу же предназначалась отдельная каюта. Привожу эскизы построенного нами катамарана «Кит». Характерные черты его проекта — значительная об­щая ширина, клиновидные шпангоуты, большой вертикальный клиренс моста.

Сборка корпусов производилась «килем вверх». Шпангоуты собирали из реек 30 X 40, кроме шп. № 6 (в районе крепления поперечной балкн мостика), который был усилен до се­чения 50 X 80. Продольный набор каждого корпуса состоит из 7 стрин­геров 20 X 50 мм. Кили выклеивались из трех сосновых реек 20 X 40. Чтобы иметь возможность безбоязненно вы­таскивать судно на берег, при отделке яхты оковали кили стальными поло­сами 4 X 40, которые в оконечностях переходят в путенсы фор – и ахтерштагов (эти же полосы заодно решают и проблему грозозащиты). Обшили корпуса фанерой ФСФ толщипой 6 мм. К набору обшивку крепили на клею с запрессовкой шурупами 3 Х22. Из­нутри корпуса покрыли горячей оли­фой, снаружи — оклеили слоем стек­лоткани и окрасили автомобильной  эмалью с последующим покрытием паркетным лаком.

Этим же лаком был покрыт рангоут и поперечные балки (главная — сечением 6 X 140, носоаая и кормовая — по 50 X 100). Концы балок входят в стальные сварные ко­робки, установленные на шп. № 1, 6 и 12. Балки воспринимают только сжимающие усилия, так как на растя­жение работают стяжки из стальной 8-миллиметровой проволоки. Съемный мостик представляет со­бой раму, собранную из восьми попе­речных (40 X 70) и продольных (25 X 50) реек и зашитую фанерой. Мостик при сборке ложится краями на продольные дюралевые угольники 40X40X4, зaкpeплeнныe к бортам корпусов, и крепятся к ним винтами М6.

По окончании пробной сборки ка­тамаран был разобран и при помощи автокрана погружен на полуприцеп. Из опыта транспортировки построенного нами ранее катамарана «Буме­ранг» мы уже знали, что никакие веревки нe способны надежно удержать яхту во время перевозки по горным  неасфальтнрованным дорогам. Поэто­му теперь мы применили скрутка из 8-миллиметровой проволоки (и все же в пути пришлось останавли­ваться и подтягивать крепления!). На месте катамаран был сгружен вруч­ную усилиями семи человек. Сборка его заняла несколько часов. После этого осталось преодолеть около 60 м каменистого берега, отделявшего ме­сто сборки от «большой» воды. И вот наступил торжественный момент — катамаран оказался на плаву.

Ходовые испытания катамарана были проведены в заливе Чимпек. Сначала поворот оверштаг удавался не всегда, но потом мы научились это делать, придерживая стаксель на на­ветренном борту при переходе линии ветра. При ветре в шесть баллов ка­тамаран развивал скорость порядка 25 км/ч, благо в заливе ветер не мог развести большую волну. Наветренный корпус ни разу не выходил из воды. Даже на попутных курсах судно не рыскало и не раскачивалось. Большой вертикальный клиренс около 70 см и расположение моста в корму от ми­деля яхты способствовали тому, что сильных ударов волн в мост не было.

Подготовка к задуманному нами первому походу велась параллельно со строительством и потому оказалась недостаточно тщательной. В резуль­тате намеченная программа плавания выполнена не была, однако и путе­шествие по пройденному нами марш­руту принесло полное удовлетворение. Было пройдено около 400 км, из них не более 6 км — под «Москвой» (наш старый мотор сломался, а чинить его не было ни желания, ни особой на­добности). За пятнадцать суток по­хода едва ли можно было набрать десять часов штиля, зато «Кит» дваж­ды прошел испытание штормами.

Всем нам запомнился один переход. Дул резкий порывистый ветер — временами до 9 баллов. Волны высо­той около 2 м несли на себе белые пенные гребни» Мы под одним стакселем шли довольно широким проливом между грядой островов и скалистым наветренным берегом. Катамаран вел себя хорошо: волны мягко проходили под килями, резких ударов по корпусам не было. С помощью нашей кар­ты мы так и не смогли найти вход в бухту рыбацкого поселка Мынарал. Пришлось влетать в нее по очень мел­кому проходу между скалами, цепляя рулями по камням. Весь этот 28-кило­метровый переход занял два часа, хотя грот ми так и не ставили. После этого перехода мы больше не отстаивались ни при сильных вет­рах, ни при крупном волнении. Ра­дует, что за время плавания не про­изошло ни единой поломки. К следую­щей навигации мы кое-что, конечно, переделаем, но все эти переделки касаются вопросов комфорта.

А. А. Самусик.

Источник:  «Катера и Яхты»,  №76.


                                                                                      Страницы:  1  2  3  4  5